
По информации Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Донецкой Народной Республики (далее - Управление) на сегодняшний день на территории Донецкой Народной Республики отмечается тенденция к оборудованию большого количества скважин, в том числе устраиваемых образовательными, медицинскими, социальными и другими организациями для восполнения объемов воды используемой на питьевые и хозяйственно-бытовые нужды.
Согласно требованиям статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 No 74-ФЗ (ред. от 31.07.2025):
- для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений;
- для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
- Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.
Водные объекты, являющиеся источником хозяйственно-бытового и (или) питьевого водоснабжения, должны соответствовать нормативам СанПиН.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - 52-ФЗ) - водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 52-ФЗ - использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использование водного объекта.
При принятии решения об использовании воды из скважин необходимо учесть, что согласно Федеральному закону от 07.12.2011 No 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее-416-ФЗ):
- питьевая вода – вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции (п.18 ст.2);
- техническая вода – вода, подаваемая с использованием централизованной или нецентрализованной системы водоснабжения, не предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения или для производства пищевой продукции (п.24 ст.2).
Также по информации Управления, при организации собственных источников водоснабжения, хозяйствующим субъектам необходимо устанавливать и осуществлять соблюдение зон санитарной охраны источников.
Зона санитарной охраны (далее - ЗСО) - это зона с особыми условиями использования территории, на которой устанавливаются специальные режимы хозяйственной деятельности, санитарного надзора, контроля за качеством воды в источнике, а также охраны объекта.
В настоящее время ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются согласно статьи 18 52-ФЗ и статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации.
Во исполнение указанных законов, Постановлением Главного санитарного врача РФ от 14.03.2002 г. No 10 утверждены СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения›, пункт 1.4 которых определяет, что основной целью создания и обеспечения режима в 3CO является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
ЗСО организуются на всех, вне зависимости от ведомственной принадлежности источниках, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. В состав ЗСО входят три пояса, каждый из которых предусматривает особый режим хозяйственной деятельности:
- первый пояс является поясом строгого режима и обеспечивает защиту места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Он организуется непосредственно на территории водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводного канала;
- второй пояс предназначен для предотвращения микробного загрязнения воды. Территория второго пояса определяется гидродинамическим расчетным путем и включает в себя территорию, предназначенную для предупреждения продвижения микробного загрязнения до водозабора;
- третий пояс является зоной, предназначенной для предотвращения химических загрязнений источника водоснабжения. Территория третьего пояса определяется посредством гидродинамических расчетов.
Границы поясов устанавливаются на основании раздела II СанПиН 2.1.4.1110-02 и варьируются от вида эксплуатируемого источника водоснабжения (поверхностный или подземный).
Для подземных источников границы первого пояса ЗСО устанавливаются на расстоянии не менее 30 метров (для незащищенных источников - не менее 50 метров) от точки водозабора. Границы второго и третьего поясов зависят от типа водозабора (отдельные скважины, группы скважин, линейный ряд скважин, горизонтальные дрены и др.), величины водозабора и гидрологических особенностей объекта.
Организация 3CO осуществляется посредством разработки и утверждения ее проекта.
Проект 3CO должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и должен разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных 3CO, проект 3CO разрабатывается специально.
Перед утверждением проект 3CO в обязательном порядке предоставляется в Управление Роспотребнадзора по Донецкой Народной Республике с целью получения санитарно-эпидемиологического заключения и его соответствия санитарным правилам.
Согласование проекта с Роспотребнадзором не завершает процедуру юридического оформления 3CO, в связи, с чем далее проект 3CO вместе с санитарно-эпидемиологическим заключением должен быть передан на утверждение в уполномоченные органы государственной власти Донецкой Народной Республики в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.
Также для использования воды в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения организациям, учреждениям и ведомствам необходимо иметь санитарно-эпидемиологическое заключение органа, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора на использование водного объекта (водозаборной скважины) для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Получению санитарно-эпидемиологического заключения на водный объект предшествует процедура проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы водного объекта.
Последовательность согласования документов для получения санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта для целей хозяйственно-бытового водоснабжения:
- согласование Рабочей Программы производственного контроля качества воды в Территориальном отделе Роспотребнадзора (п.12 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 No 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды»;
- обследование скважины и водозаборного узла (далее — B3У) на ней представителем ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», получение экспертного заключения по результатам обследования и рассмотрения предоставленного комплекта документов;
- выдача Санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта для целей хозяйственно-бытового водоснабжения производится в Управлении Роспотребнадзора по Донецкой Народной Республике по результатам рассмотрения предоставленного комплекта документов, в том числе Согласованной Рабочей программы производственного контроля качества подземных вод и Экспертного заключения по результатам обследования B3У.
Кроме того по информации Управления, отсутствие Санитарно-эпидемиологического заключения па использование водного объекта для целей хозяйственно-бытового и (или) питьевого водоснабжения является административным правонарушением.
Качество воды из скважин должно соответствовать требованиям действующих нормативных документов - СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениях, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21), СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», Санитарных правил 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения».
В соответствии с требованиями п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 - качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены:
- превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichia cоli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям;
- превышение уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ, ТКБ и Escherichia coli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год;
- превышение уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.
При превышении требований гигиенических нормативов необходима разработка и устройство систем водоподготовки.
Невыполнение данных требований может, привести к использованию для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд воды не гарантированного качества, и как следствие к возникновению у людей различных заболеваний, а также ведет к применению мер административного воздействия и ограничения:
Размер штрафных санкций за невыполнение условий пользования недрами установлены частью 2 ст. 7.3 KоAП РФ.
При этом привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности устранить выявленные нарушения.
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа согласно ст. 6.5 KoAП РФ.
В случае если в результате нарушений произошло массовое отравление или смерть человека, то это может повлечь уголовную ответственность в соответствии со ст. 236 УК РФ.


