mailto

  info@donelektroavtotrans.ru          +7 (856) 335 76 93                                                                                                                                   

Трамвай – это первый вид городского пассажирского транспорта, появившийся в Донецке. Именно этот вид транспорта имеет наибольшую провозную способность, комфортабелен, обеспечивает высокую скорость сообщения и удобство поездки пассажирам.
В 1927 году было принято решение о строительстве первой трамвайной линии, которая начала свою работу 15 июня 1928 года. Движение осуществлялось по маршруту "Вокзал – Путиловка –Ветка – Совбольница" (ныне пл. Ленина).  Протяженность маршрута составляла 8 километров. На маршруте работали четыре трамвайных поезда, состоящие из четырех моторных и четырех прицепных вагонов Мытищинского завода. Первый трамвай, в отличие от современного, имел деревянно-металлический кузов, кабина водителя не была отгорожена от пассажирского салона, двери вагона открывались и закрывались вручную, в осенне-зимний период вагоны не отапливались. Проездная плата составляла 25 копеек. Движение осуществлялось с 5 часов утра до 9 часов.

 

 

К концу 1928 года трамвайная линия была продлена еще на 3 километра до крупнейшего предприятия города – Металлургического завода.
В первые три года своего существования трамвайное хозяйство было объединено  с другими городскими коммунальными службами в один трест, который носил название «Трамсвет». Однако уже в 1931 году было организовано самостоятельное транспортное хозяйство, которое получило название «Сталинская городская железная дорога». Это название говорит об особом статусе предприятия, о его важности в жизни города.

 


В начале тридцатых годов предприятие не располагало собственными производственными площадями, поэтому осмотр и ремонт подвижного состава осуществлялся в помещении гвоздильного завода, на месте которого теперь расположен Донецкий академический музыкально-драматический театр. Трамвайный парк располагался рядом, на его месте сегодня находится гостиница «Донбасс Палас».
В 1932 году было окончено строительство основной эксплуатационной базы – трамвайного парка на 36 вагоно-мест на 13-й линии города (ныне ул. Трамвайная). И хотя сегодня парк носит название «Трамвайное депо №3», исторически это депо было вторым.
В тридцатые годы трамвайное хозяйство развивалось быстрыми темпами: регулярно обновлялся подвижной состав, строились новые линии, были введены в эксплуатацию еще 6 трамвайных маршрутов.

 

 

В период немецкой оккупации 1941-1943гг. фашистскими захватчиками была выведена из строя почти вся промышленность города. До основания было разрушено и трамвайно-троллейбусное хозяйство. После освобождения от оккупации в 1943 году работники трамвайно-троллейбусного треста (так называлось предприятие в сороковых годах) начали активно восстанавливать разрушенное хозяйство. Шла война, мужских рук не хватало, вся тяжесть восстановительных работ легла на женские плечи. Ценой большого труда, в условиях военного времени, к концу 1944 года в городе эксплуатировалось уже 39,7 километров трамвайного пути и один троллейбусный маршрут, протяженностью 3 километра. Закончилась война, только не все вернулись с войны. Трамвайно-троллейбусный трест потерял многих из своих основателей, из тех, кто стоял у его истоков. Сегодня их славные имена можно прочесть на обелиске, установленном в троллейбусном депо №1.

 


В 1953 году Сталинское трамвайно-троллейбусное управление (в 1961г. предприятие было переименовано в Донецкое трамвайно-троллейбусное управление и это название сохранилось до 2003 года) отмечало 25-летие трамвайного движения. Протяженность трамвайных линий составляла 89,22 км, инвентарное количество трамвайных вагонов 135 единиц, маршрутная система объединяла 9 трамвайных маршрутов. Трамвайный парк пополнился новым подвижным составом типа КТМ-1 (моторные) и КТП-1 (прицепные) Усть-Катавского вагностроительного завода и трамвайными вагонами МТВ-82. На базе предприятия была организована подготовка кадров. Учили профессиям слесарей, электриков, водителей, кондукторов и др.

 


Шестидесятые и семидесятые годы прошлого столетия – время общественного и хозяйственного подъема. В Донецке строились новые кварталы и микрорайоны, население города увеличивалось. В январе 1961 года было введено в эксплуатацию новое трамвайное депо на Смолянке. Этот период развития трамвайного хозяйства связан с освоением трамвайных вагонов импортного производства. Первые вагоны типа Т-59Е и В-59Е поступили из Германской Демократической республики. В целях повышения  эксплуатационных показателей, обеспечения скоростного и безопасного движения поездов и комфортабельности проезда пассажиров  был выполнен переход на прогрессивную продольно-цепную подвеску контактной сети и внедрена автоматическая грузовая компенсация натяжения контактного провода, осуществлен переход на бесстыковой путь с температурными компенсаторами, установлены пересечения, крестовины, стрелки из марганцовистой стали.

 

В конце шестидесятых в Донецк поступили первые восемнадцать трамвайных вагонов из Чехословакии типа «Татра-3». Эти вагоны понравились горожанам своей комфортабельностью, а трамвайщикам надежностью в эксплуатации.

В 70-е годы были решены многие вопросы по расширению производственных площадей и их техническому оснащению, уделено внимание строительству и реконструкции тяговых подстанций. Выполнены мероприятия по совершенствованию эксплуатации тяговых подстанций, заменены ртутные выпрямители на кремниевые. В путевом хозяйстве проведены мероприятия по усовершенствованию технического содержания пути, механизированы трудоемкие работы. Были внедрены рельсогибочный пресс и механизированный путеподъемник.

 

 



В ноябре 1982 года был введен в эксплуатацию трамвайный маршрут №10 «ул. Горького – микрорайон Восточный». На этом этапе строительство новых трамвайных линий и развитие трамвайного движения в городе завершились.

 

 

 Троллейбусное движение

 

Троллейбусное движение в г. Сталино было открыто в ноябре 1939 года. На протяжении 1938 – 1939 годов были проведены все подготовительные работы для пуска первого троллейбуса. В конце ноября 1939 года была сдан в эксплуатацию первый троллейбусный маршрут. Маршрут №1 был коротким, протяженностью 3,2 км, но значимым для города, так как связывал центр города (Студгородок) с крупнейшим предприятием – Металлургическим заводом. Первыми троллейбусами Донецка были троллейбусные машины типа ЯТБ.

 

 

В период оккупации города фашистами (1941 – 1943г.г.) троллейбусное хозяйство, как и трамвайное, было полностью разрушено. После освобождения Донбасса советскими войсками было начато восстановление троллейбусного движения. В январе 1944 года были получены первые троллейбусы из Алма-Аты, началась подготовка к прокладке и пуску первого троллейбусного маршрута. Троллейбусный маршрут, протяженностью 3км, был открыт в конце 1944 года.

В первое время троллейбусного депо не было. Ремонты и хранение троллейбусов осуществлялось на территории центрального трамвайного парка, расположенного на улице Университетской (на его месте в 1980г. было построено здание Областного исполнительного комитета).

 


К началу пятидесятых годов протяженность троллейбусных линий составляла 7км, инвентарное количество троллейбусов – 23 единицы.
В 1953 году было начато строительство новой троллейбусной линии от ул. Артема до Шлаколечебницы протяженностью 3,8км, получено 28 новых троллейбусов типа МТБ-82.
В конце 1955 года троллейбусное хозяйство насчитывало 53 троллейбусные машины и обслуживало 4 маршрута протяженностью 29,7км.
С развитием троллейбусного движения росла необходимость в расширении производственных площадей. Было принято решение о строительстве троллейбусного парка. Троллейбусное депо №3 (на 50 машино-мест), расположенное на улице Щорса, было введено в эксплуатацию 5 сентября 1958 года.  Сегодня это депо носит название «Троллейбусное депо №1».

 


В 1962 году в Донецк прибыли первые 10 троллейбусов типа ЗиУ-5. Новые троллейбусные машины завода им. Урицкого имели цельнометаллический кузов, облегченную раму, каркас из штампованных стальных профилей, пассажирский салон обогревался теплом от пуско-тормозных сопротивлений. Конструкция троллейбусов обеспечивала надежность в эксплуатации, комфорт для водителя и пассажиров.

В шестидесятые годы развитие троллейбусного движения в городе шло быстрыми темпами. Ежегодно увеличивалось количество троллейбусных машин, строились новые троллейбусные линии.
К началу семидесятых годов протяженность троллейбусных линий составляла 123,7 километра, количество троллейбусных машин – 211 единиц.

 


В 1971 году было окончено строительство нового троллейбусного депо в Калининском районе, которому было присвоено название «Троллейбусное депо №2». В 1989 году на его территории были построены троллейбусные ремонтные мастерские.

Осенью 1982 года была продлена трасса троллейбусного маршрута №11, который связал центр города с микрорайоном Восточный, открыто движение по маршруту №14 от Университета до микрорайона Магистральный. В 1987 году введен в эксплуатацию троллейбусный маршрут №17 протяженностью 7,1км – от Военно-политического училища до микрорайона Мирный.

В девяностые годы завершено строительство троллейбусных линий в Киевском, Куйбышевском, Ленинском, Кировском районах города.

 

 Автобусное движение

 

История организации автобусного движения в городе началась для предприятия в 2003 году с прибытием в Донецк первой партии пассажирских автобусов большой вместимости типа МАЗ-104. Первые муниципальные автобусы вышли на маршрут №42 «ДС Трудовская - ДС Центр» в апреле 2003 года в режиме движения «обычный». Донецкое трамвайно-троллейбусное управление было переименовано в Коммунальное предприятие "Донэлектроавтотранс".

В 2005 году был введен в эксплуатацию автобусный парк, расположенный в Куйбышевском районе города.

В сентябре 2006 года на маршруты города впервые вышли низкопольные пассажирские автобусы типа ЛАЗ А183Д1, которые оснащены специальным трапом, которым могут воспользоваться люди с ограниченными физическими возможностями и семьи с детскими колясками.

 В настоящее время предприятие имеет название Коммунальное предприятие администрации г.Донецка "Донэлектроавтотранс" и выполняет перевозку пассажиров трамваями, троллейбусами и автобусами в режиме движения «обычный». 

 

Учебно-курсовой комбинат

 

 В 1974 году в Донецком трамвайно-троллейбусном управлении возникла  необходимость в  подготовке новых кадров по профессии «водителей трамвая» и «водитель троллейбуса». Для реализации этой потребности приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства Украины № 312 от 10.09.1974 г. был организован учебно-курсовой комбинат при Донецком ТТУ.

В 1978 году с развитием горэлектротранспорта в промышленных городов  Донецкой области  необходимо было централизовано массово готовить  водителей трамвая и троллейбуса. Для реализации  этой задачи приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства Украины № 41 от 30.01.1978г. учебно-курсовой комбинат был передан в состав Донецкого областного производственного объединения горэлектротранспорта «Донецкгорэлектротранс».

В 2004 г. распоряжением  Донецкого городского совета № 701 от  11.08.2004 г. учебно-курсовой комбинат был передан в состав коммунального предприятия «Донэлектроавтотранс».

На протяжении 40 лет учебно-курсовой комбинат осуществлял подготовку водителей  троллейбуса  и трамвая для городов Донецк , Макеевка , Горловка , Краматорск, Артемовск, Славянск, Харцызск, Енакиево, Костантиновка, Дружковка, Авдеевка . Выпускники УКК работают во многих городах Украины и России. За период своей работы УКК  подготовил более 3 тыс. водителей для горэлектротранспорта Донецкой области.