РАЗВИТИЕ ТРАМВАЙНОГО ДВИЖЕНИЯ
2 марта 1927 года Сталинский горисполком начал прорабатывать вопрос о целесообразности строительства трамвайной линии в городе. Первый трамвай 15 июня 1928 года начал свое движение в городе Сталино (эта дата взята за основу как день рождения предприятия), первый маршрут проходил от центра города к железнодорожному вокзалу («Совбольница-Станция Сталино»)., 20 октября 1928 года линия была продлена ещё на 3 км — до металлургического завода («Завод имени Сталина — Станция Сталино») по первой линии (сейчас — ул. Артёма) до здания бывшего цирка.
Предприятие не располагало собственными производственными площадями, поэтому осмотр и ремонт подвижного состава осуществлялся в помещении гвоздильного завода, на месте которого теперь расположен Донецкий академический музыкально-драматический театр.
В первый период своего существования трамвайное хозяйство объединилось с другими городскими коммунальными службами в один трест, который получил название «Трамсвет», но так было всего три года, уже в 1931-м году организовалось самостоятельное транспортное хозяйство, которое назвали «Сталинская городская железная дорога». Трамвайный парк располагался в районе нынешней гостиницы «Донбасс-палас», заезд в депо был по Комсомольскому проспекту и бульвару Пушкина.
Поворот в депо на пересечении б. Пушкина и Молодежного проспекта
Трамвайное движение в городе Сталино открывали вагоны серии «Х» и «М». Первые вагоны были двухсторонними (для работы на одноколейных линиях) и имели по два пульта управления и двери с обеих сторон, позже вагоны поставлялись уже односторонними. В Сталино моторный вагон «Х» работал или в одиночку, или с одним-двумя прицепным вагоном «М», (который конструктивно был похож на вагон «Х»).
Кузов вагона был металлическим, а отделка салона, рамы и крыша деревянными.
Вагон был максимально простым – двери открывались вручную, отсутствовало отопление салона, сиденья были деревянными, а вагоновожатому приходилось работать стоя.
Первые вагоны имели продольные сиденья-лавки вдоль всего салона у окна, количество сидячих мест составляло 24. Позже устанавливались одиночные поперечные сиденья, что уменьшило количество сидячих мест до 16. Полная вместимость составляла 100 человек.
Период поставки: 1927 Годы работы: 1928 – 1972
Маршруты по состоянию на 1 января 1932 года:
№1 Завод имени Сталина - станция Сталино
№2 Центр - Стандарт
№3 Центр - Машиностроительный завод им. Рыкова
№4 Центр - посёлок Смолянка
№5 Центр - Шахта № 17-17-бис
В 1932 году было окончено строительство основной эксплуатационной базы – трамвайного парка на 36 вагоно-мест на 13-й линии города (ныне ул. Трамвайная).
И хотя сегодня парк носит название «Трамвайное депо №3», исторически это депо было вторым.
В этот период город Сталино получил 2 моторных вагона типа «Пульман». В отличие от небольших первых трамваев, пульманы вмещали почти вдвое больше пассажиров и имели три двери.
После войны (1941-1945) в строю остался только один вагон. Скорее всего, именно о нем идет речь в «легенде» о том, что работники парка самостоятельно собрали вагон типа «пульман».
Период поставки: 1932 Годы работы: 1932 – 1955
Маршруты по состоянию на 22 июня 1941 года:
№1 Металлургический завод - станция Сталино
№2 пл. Дзержинского - Сенной базар
№3 пл. Дзержинского - Машиностроительный завод им. Боссе
№4 Студгородок - посёлок Смолянка
№5 пл. Дзержинского - посёлок Рутченково
№6 Металлургический завод - Ветка
№7 станция Рутченково - посёлок Рутченково
№8 пл. Дзержинского - станция Рутченково
№9 Горсад - Молокозавод
№10 Металлургический завод - Путиловский вокзал
№11 Горсад - Больница имени Ворошилова
№12 пл. Дзержинского - станция Мушкетово
В период немецкой оккупации 1941-1943гг. фашистскими захватчиками была выведена из строя почти вся промышленность города. До основания было разрушено и трамвайно-троллейбусное хозяйство. После освобождения от оккупации в 1943 году работники трамвайно-троллейбусного треста (так называлось предприятие в сороковых годах) начали активно восстанавливать разрушенное хозяйство. Шла война, мужских рук не хватало, вся тяжесть восстановительных работ легла на женские плечи. Ценой большого труда, в условиях военного времени, к концу 1944 года в городе эксплуатировалось уже 40 километров трамвайного пути.
Маршруты по состоянию на 1 января 1945 года:
№1 Металлургический завод - станция Сталино
№3 Горсад - завод имени 15-летия ВЛКСМУ
№4 Горсад - поселок Смолянка
№5 Горсад - Коксохимзавод
В 1949 году были получены 10 прицепных четырехосных вагонов «КП» (Коломенский прицепной), которые начали использоваться в паре с вагонами «Х» на первом маршруте. Это были вагоны б/у производства 30-х годов.
Вагоны имели большую вместимость, чем вагоны «М», три двери, деревянные сиденья, отопление отсутствовало.
Период поставки: 1949 Годы работы: 1949 – 1963
Также в этом году были получены вагоны «КТМ-1» (Кировский Трамвай Моторный) и «КТП-1» (Кировский Трамвай Прицепной) – первые трамваи новых моделей, которые начали поставляться после великой отечественной войны (1941-1945гг.). Они уже имели полностью металлический кузов, в салоне были установлены деревянные сиденья, отопление отсутствовало. В Сталино такие вагоны поставлялись парами и успешно эксплуатировались до 1973 года, когда были практически одновременно списаны. Часть вагонов была передана в другие города.
Период поставки: 1949 – 1958 Годы работы: 1949 – 1973
В 1955 году были получены вагоны «МТВ-82» (Московский трамвайный вагон). Вагон был четырехосным, имел полностью металлический кузов, но общий уровень электрооборудования и механизации оставался на уровне 30-х годов. Трамвай был более удобным для пассажиров в нем были установлены мягкие сиденья (всего 40 мест), под каждым из которых была установлена печь для отопления.
В донецких депо эти трамваи называли «рижанками», поскольку они были произведены в Риге. Этот трамвай отличался простотой и надежностью в обслуживании, а также долговечностью. Один из вагонов полностью восстановлен практически в оригинальном виде и используется в качестве экскурсионного.
Период поставки: 1955 – 1960 Годы работы: 1955 – 1979
Маршруты по состоянию на 1 января 1955 года:
№1 Металлургический завод - Железнодорожный вокзал
№2 Горсад - Заводской Рынок
№3 Горсад - завод имени 15-летия ВЛКСМУ
№4 Горсад - Шахта 11-Бис
№5 Горсад - Горбольница № 27
№6 Металлургический завод - Ветка
№9 Площадь Дзержинского - шахта 12/18
№10 Металлургический завод - Путиловский завод
№12 Площадь Дзержинского - станция Мушкетово
№13 Горсад - ул. Ломоносова
В январе 1961 года был осуществлен пуск в эксплуатацию трамвайного депо №4 на Смолянке. В его хозяйство перешло 110 единиц подвижного состава, - это были вагоны типа «МТВ-82», «КТМ-1», «КТП-1».
9 ноября 1961 года город Сталино был переименован в Донецк, и с тех пор предприятие было переименовано: Донецкое трамвайно-троллейбусное управление.
В 1967 году Донецк получил новые чешские трамваи Tatra T3 SU, как и во многих городах СССР, эти вагоны в городе Донецке стали самой массовой моделью трамвая. Эта модификация была разработана специально для Советского союза, о чем свидетельствуют две последние буквы в названии модели.
С самого начала трамваи были двухдверными (без средней двери), всего таких трамваев было поставлено около 120 штук, после чего, начиная с 1977 года стали приходить трамваи трехдверной конструкции.
На тот момент, трамвай был полностью современен: совершенная система управления, привлекательный дизайн, использование большого количества пластиковых деталей, хорошая вместимость и возможность работы по системе многих единиц.
Период поставки: 1967 – 1987(б/у вагонов в 1990 г.и в 2014г.) Годы работы: 1967- н.в.
Маршруты по состоянию на 1970 год:
№1 ДМЗ - Железнодорожный вокзал
№2 ул. Красноармейская - Заводской рынок
№3 ул. Красноармейская - Завод имени Ленинского Комсомола
№4 ул. Красноармейская - пр. Панфилова
№5 ул. Красноармейская - ул. Кирова
№6 ДМЗ - ул. Экономическая
№7 ул. Кирова - станция Рутченково
№8 ул. Красноармейская - станция Рутченково
№9 ул. Горького - ПКТИ
№10 ДМЗ - Путиловка
№11 ул. Горького - пл. Будённого
№12 ул. Горького - станция Мушкетово
№13 ул. Красноармейская - ул. Ломоносова
№14 ул. Горького - Объединённый
№15 пл. Будённого - Шахта № 12/18 имени газеты «Правда»
Спустя 16 лет, после того как Донецк в последний раз получил новые вагоны, в город снова начали приходить «чешские» трамваи (Tatra T6B5SU).
Этот трамвай был существенным шагом вперед по сравнению с Tatra T3SU. Тиристорная система управления двигателем, статические преобразователи для питания низковольтных цепей, вместительный салон с большим количеством сидячих мест и новаторский дизайн.
В Донецке эти трамваи начали работать по СМЕ (сразу все три пары), но со временем их рассоединили, и они начали работать поодиночке.
Период поставки: 2003 Годы работы: 2003 – н.в.
Маршруты по состоянию на 2003 год:
№1 ДМЗ - Железнодорожный вокзал
№3 ул. Красноармейская - Завод имени Ленинского Комсомола
№4 ул. Красноармейская - пр. Панфилова
№5 ул. Красноармейская - ул. Кирова
№6 ДМЗ - ул. Экономическая
№8 ул. Красноармейская - ул. Петровского
№9 ул. Горького - ПКТИ
№10 ул. Горького - мкр-н «Восточный»
№11 ул. Горького - пл. Будённого
№14 ул. Горького - ул. Большая Магистральная
№15 пл. Будённого - Шахта №12/18 имени газеты «Правда»
№16 ул. Кирова - пр. Кобзаря
В 2004 году предприятие получило два вагона «К1» в кузове от Татра-Юг Т6Б5. Изменения коснулись главным образом системы управления двигателем. Теперь она была отечественной и транзисторной.
Следующие «К1» приходили уже в новом кузове, вагон обладал более привлекательным дизайном и большей долговечностью. В трамвае были установлены электронные маршрутоуказатели и автоинформаторы с бегущей строкой.
Период поставки: 2004 – 2009 Годы работы: 2004 – н.в.
В 2010 году был поставлен вагон ЛМ-2008, изготовленный в Санкт-Петербурге. Вагон прибыл к нам только для испытаний и сертификации в стране, после испытаний остался в Донецке.
Вагон выгодно отличается футуристичным дизайном с использованием большого количества деталей из легкого углепластика, имеет современную транзисторную систему управления и асинхронные двигатели, что делает его экономичным. Но главное отличие от предыдущих моделей – это низкий уровень салона в средней части, что делает его удобным для людей с ограниченными возможностями.
Период поставки: 2010 Годы работы: 2010 – н.в.