РАЗВИТИЕ ТРОЛЛЕЙБУСНОГО ДВИЖЕНИЯ
На протяжении 1938 – 1939 годов были проведены все подготовительные работы для пуска первого троллейбуса. В конце ноября 1939 года был сдан в эксплуатацию первый троллейбусный маршрут. Маршрут №1 был коротким, протяженностью 3,2 км, но значимым для города, так как связывал центр города (Студгородок) с крупнейшим предприятием – Металлургическим заводом. Открытие троллейбусного движения на данном маршруте города состоялось 31 декабря 1939 года. Всю новогоднюю ночь жителей города возили бесплатно - это был новогодний подарок от предприятия.
В первое время троллейбусного депо не было. Ремонты и хранение троллейбусов осуществлялось на территории центрального трамвайного парка.
Троллейбусное движение в Сталино открывали троллейбусы ЯТБ-4. До начала Великой Отечественной Войны в городе насчитывалось 12 троллейбусов, один из которых был ЯТБ-4А. Во время войны один троллейбус сгорел, три было разукомплектовано, а пять было вывезено в Германию.
Сам троллейбус ЯТБ-4 был довольно примитивной конструкцией с деревянным кузовом и металлической облицовкой. Однако для пассажиров был более удобным чем трамваи того времени: в салоне были установлены мягкие сиденья и электрические печки для отопления.
Период поставки: 1939 – 1944 Годы работы: 1939 – 1958
В период оккупации города фашистами (1941 – 1943г.г.) троллейбусное хозяйство, как и трамвайное, было полностью разрушено. После освобождения Донбасса советскими войсками было начато восстановление троллейбусного движения. В январе 1944 года были получены первые троллейбусы из Алма-Аты, началась подготовка к прокладке и пуску первого троллейбусного маршрута. Троллейбусный маршрут, протяженностью 3 км, был восстановлен в конце 1944 года.
После войны в Сталино было всего 6 троллейбусов ЯТБ, которых явно не хватало для обслуживания линии, пусть и короткой. Поэтому в августе 1948 года в город поступили троллейбусы МТБ-82Д.
МТБ-82Д был всего лишь развитием ЯТБ-4, но кузов уже был полностью металлический (алюминиевый). Троллейбус по прежнему был далек от совершенства: не обладал большой вместимостью, имел узкие двери и проход между сиденьями, маленькие окна, через которые стоящему человеку трудно было что-то увидеть. Кабина водителя была большой и плохо отапливаемой.
Период поставки: 1948 – 1960 Годы работы: 1948 – 1972
Маршруты по состоянию на 1955 год:
№1 Металлургический завод - Студгородок
№2 Металлургический завод - Железнодорожный вокзал
№3 Студгородок - Гормолокозавод
№4 Студгородок – пс-к Шахтостроитель
1961 году Донецк получил троллейбусы ЗиУ-5. Троллейбус имел несущий кузов, современные решения в электрооборудовании и автоматизации, удобный и просторный салон, большие окна.
Поскольку ЗИУ-5 сильно отличался от предыдущих моделей, в большинстве хозяйств возникли трудности с ее освоением, что отразилось на надежности работы, которая и так была не высокой. А массовые поставки давали повод не беречь технику, что сказывалось на долговечности ее работы, на которую отрицательно влияли и возникающие проблемы с кузовом.
Поэтому и в Донецке ЗИУ-5 списывались довольно быстро, первые машины списали в 1972 году.
Период поставки: 1961 – 1971 Годы работы: 1961 – 1985
В 1964 году в Донецк поступили троллейбусы ОдАЗ-695Т, также известны, как «Киев-5» или ЛАЗ-695Т. Донецкие троллейбусы этой марки собирались на Одесском автосборочном заводе на базе троллейбусов «Киев-2» и «Киев-4» (электропривод и система питания) и автобуса ЛАЗ-695 (ходовая часть и кузов).
Модель была призвана сократить дефицит троллейбусов в стране, но была откровенно неудачной. В салон автобуса, который и так не отличался большой вместимостью, были добавлены ящики с электрооборудованием, а низкие потолки и узкие проходы делали поездку не комфортной.
Троллейбусы быстро списали в большинстве городов, а во многих случаях они были переоборудованы обратно в автобусы.
Период поставки: 1964 Годы работы: 1964-1967
Маршруты по состоянию на 1970 год:
№1 ДМЗ - ДонУГИ
№2 ДМЗ - Железнодорожный вокзал
№3 ул. Горького - Пивзавод
№4 ул. Горького - пс-к Шахтостроитель (просп. Мира)
№5 пр. Панфилова - шахта «Новоцентральная» (ш/у имени Горького)
№6 ДМЗ - Железнодорожный переезд (Городская больница № 20)
№7 ул. Горького - Трест «Красногвардейскуголь» (Кинотеатр «Космос»)
№8 ул. Университетская - Автомагазин
№9 Шлаколечебница - Аэропорт
№10 шахта «Октябрьская» - шахта «Новоцентральная» (ш/у имени Горького)
№11 шахта «Октябрьская» - Ветка
№12 ул. Горького - шахта «Заперевальная» (ул. Вышнеградского)
В апреле 1971 года было построено троллейбусное депо в Калининском районе, которому было присвоено название — троллейбусное депо № 2, а старому — троллейбусное депо № 1. До первого июня 1971 года был осуществлен перевод в депо №2 необходимого количества троллейбусных машин, обеспечивающих перевозку пассажиров на маршрутах №№4, 7, 8, 12.
В 1972 году поставки ЗиУ-9 в Донецк начались с модификации ЗиУ-9Б, все машины пришли в депо №2. Только в 1979 (или 1980) году первый ЗиУ-9 попал и в депо №1. Также город в 80-х годах получил несколько троллейбусов б/у из Москвы.
Одним из недостатков ЗиУ-9 был низкий срок эксплуатации кузова – 10 лет. Соответственно и первые ЗиУ-9 в Донецке начали списывать в 1981 году, часть из них передавалась в города Донбасса: Славянск, Краматорск, Харцызск.
Период поставки: 1972 – 1995 Годы работы: 1972 – н.в.
Маршруты по состоянию на 1976 год:
№2 ДМЗ - Железнодорожный вокзал
№4 ул. Горького - пр. Мира
№5 пр. Панфилова - шахта имени Горького
№6 ДМЗ - Северный Автовокзал
№7 ул. Горького - Кинотеатр «Космос»
№8 ул. Университетская - Автомагазин
№9 Шлаколечебница - Аэропорт
№10 шахта имени Горького - Шахтоуправление «Октябрьское»
№11 ул. Горького - ул. Раздольная
№12 ул. Горького - ул. Вышнеградского
№13 Шлаколечебница - Железнодорожный вокзал
№14 Университет - площадь 26 Бакинских комиссаров
ЗиУ-10 (ЗиУ-683) был уже троллейбусом нового поколения. И дело даже было не в том, что он был «гармошкой», а в примененной на нем тиристорно-импульсной системы управления двигателем, которая отличалась повышенной экономичностью.
В Донецк первые два ЗиУ-683Б пришли в 1990 году, всего их получили 10 штук, машины вышли на наиболее загруженный маршрут №2. А в 1994 году пришли 5 троллейбусов новой модификации ЗиУ-6205. Все 15 машин пришли во второе депо.
Период поставки: 1990 – 1994 Годы работы: 1990 – 2009
Маршруты по состоянию на 1992 год:
№2 ДМЗ - Железнодорожный вокзал
№3 ул. Марии Ульяновой – мкр-н «Восточный»
№4 ул. Горького - пр. Мира
№5 пр. Панфилова - ул. Куприна
№6 ДМЗ - Горбольница № 20
№7 ул. Горького - Кинотеатр «Космос»
№8 ул. Университетская - Автомагазин
№9 Шлаколечебница - Аэропорт
№10 шахта имени Горького - Шахтоуправление «Октябрьское»
№11 ул. Горького – мкр-н «Восточный»
№12 ул. Горького - ул. Вышнеградского
№13 шахта имени Горького - пр. Панфилова
№14 ул. Университетская - Горный институт (Магистральный)
№15 ул. Горького - ул. Щетинина
№16 ул. Горького - кафе Дубок
№17 Высшее военно-политическое училище - ул. Туполева
№18 Университет - шахта «Бутовка-Донецкая»
После распада СССР экономические связи с государсвтами СНГ были нарушены, и стал вопрос о поставках отечественной техники. В этом плане «гармошка» ЮМЗ Т1 стала первой ласточкой. Троллейбус производился на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске. Он был более громоздкий чем ЗиУ-10 и имел устаревшую на то время реостатно-контакторную систему управления двигателем, поэтому потреблял слишком много электроэнергии.
К сожалению, низкая экономичность и небольшая долговечность предопределили недолгий век это модели.
Период поставки: 1993 – 1997 Годы работы: 1993 – 2012
ЮМЗ Т2 — одиночный троллейбус, разработанный на основе ЮМЗ Т1, большинство из деталей унифицировано. Эти троллейбусы также поступали вначале только в первое депо и лишь с 2000 года во второе.
Первые троллейбусы приходили с реостатно-контакторной системой управления, а с 2005 года они поставляются с транзисторной системой управления производства чешской "Cegelec". Также в лучшую сторону изменилось оформление салона.
В 2012 году два троллейбуса ЮМЗ Т2 были переданы в Углегорск, все остальные находятся в эксплуатации.
Период поставки: 1995 – 2008 Годы работы: 1995 – н.в.
ЛАЗ-52522 поступил в один год с первыми ЮМЗ Т2 и был внешне похож на них.
В целом машина была менее комфортной чем ЮМЗ Т2, да и наличие только одного экземпляра затрудняло обслуживание. Последний раз троллейбус выходил на линию в 2007, а списан он был в 2009 году.
Период поставки: 1995 Годы работы: 1995 – 2007
Маршруты по состоянию на 1997 год:
№2 ДМЗ - Железнодорожный вокзал
№3 ул. Марии Ульяновой – мкр-н «Восточный»
№4 ул. Горького - пр. Мира
№4А ул. Марии Ульяновой - пр. Мира
№5 пр. Панфилова - ул. Куприна
№6 ДМЗ - Горбольница № 20
№7 ул. Горького - Кинотеатр «Космос»
№8 ул. Университетская - Автомагазин
№9 Шлаколечебница - Аэропорт
№10 Шахтоуправление имени Горького - Шахтоуправление «Октябрьское»
№11 ул. Горького – мкр-н «Восточный»
№12 ул. Горького - ул.Вышнеградского
№13 Шахтоуправление имени Горького - пр. Панфилова
№14 ул. Университетская - Горный институт
№15 ул. Горького - ул. Щетинина
№16 ул. Горького - Мотель
№17 пр. Панфилова - ул. Туполева
№18 Университет - шахта «Бутовка-Донецкая»
№19 Железнодорожный вокзал - Аэропорт
№20 ул. Пухова – пл. Свободы
№21 ул. Пухова – мкр-н «Широкий»
№22 Железнодорожный вокзал – пл. Шахтёрская
Евро – 2012 в значительной мере преобразило облик Донецка и в одну из первых очередей это коснулось общественного транспорта. Первыми пришли сочлененные троллейбусы ЛАЗ Е301А1.
Поступление таких машин стало огромным шагом вперед, поскольку Донецк впервые получил в эксплуатацию современный троллейбус. Троллейбусы были оборудованы российской транзисторной системой управления двигателем ЭПРО, асинхронными двигателями, кондиционерами, системой автономного хода и имели 100% низкого пола, что значительно ускоряло посадку-высадку пассажиров и давало возможность перевозить людей на инвалидных колясках.
Период поставки: 2011 – 2014 Годы работы: 2011 – н.в.
Одиночные троллейбусы ЛАЗ Е183А1 пришли вскоре после начала поставок «гармошек». По комплектации они полностью соответствовали своим более длинным собратьям.
Троллейбусы были приняты в эксплуатацию с уже меньшими проблемами и практически поровну распределены между депо.В сентябре 2012 года в результате политического решения 5 троллейбусов ЛАЗ Е183А1 были переданы в Славянск.
Период поставки: 2011 – 2012 Годы работы: 2011 – н.в.