mailto

  info@donelektroavtotrans.ru          +7 (856) 335 76 93                                                                                                                                  

РАЗВИТИЕ ТРАМВАЙНОГО ДВИЖЕНИЯ

2 марта 1927 года Сталинский горисполком начал прорабатывать вопрос о целесообразности строительства трамвайной линии в городе. Первый трамвай  15 июня 1928 года начал свое движение в городе Сталино (эта дата взята за основу как день рождения предприятия), первый маршрут проходил от центра города к железнодорожному вокзалу («Совбольница-Станция Сталино»)., 20 октября 1928 года  линия была продлена ещё на 3 км — до металлургического завода («Завод имени Сталина — Станция Сталино») по первой линии (сейчас — ул. Артёма) до здания бывшего цирка.

 

 

Предприятие не располагало собственными производственными площадями, поэтому осмотр и ремонт подвижного состава осуществлялся в помещении гвоздильного завода, на месте которого теперь расположен Донецкий академический музыкально-драматический театр.

В первый период своего существования трамвайное хозяйство объединилось с другими городскими коммунальными службами в один трест, который получил название «Трамсвет», но так было всего три года, уже в 1931-м году организовалось самостоятельное транспортное хозяйство, которое назвали «Сталинская городская железная дорога». Трамвайный парк располагался в районе нынешней гостиницы «Донбасс-палас», заезд в депо был по Комсомольскому проспекту и бульвару Пушкина.

 Поворот в депо на пересечении б. Пушкина и Молодежного пр.

Поворот в депо на пересечении б. Пушкина и Молодежного проспекта

 

Трамвайное движение в городе Сталино открывали вагоны серии «Х» и «М». Первые вагоны были двухсторонними (для работы на одноколейных линиях) и имели по два пульта управления и двери с обеих сторон, позже вагоны поставлялись уже односторонними. В Сталино моторный вагон «Х» работал или в одиночку, или с одним-двумя прицепным вагоном «М», (который конструктивно был похож на вагон «Х»).

Кузов вагона был металлическим, а отделка салона, рамы и крыша деревянными.

Вагон был максимально простым – двери открывались вручную, отсутствовало отопление салона, сиденья были деревянными, а вагоновожатому приходилось работать стоя.

Первые вагоны имели продольные сиденья-лавки вдоль всего салона у окна, количество сидячих мест составляло 24. Позже устанавливались одиночные поперечные сиденья, что уменьшило количество сидячих мест до 16. Полная вместимость составляла 100 человек.

 

Период поставки: 1927                           Годы работы: 1928 – 1972

 

Маршруты по состоянию на 1 января 1932 года:

№1 Завод имени Сталина - станция Сталино

№2 Центр - Стандарт

№3 Центр - Машиностроительный завод им. Рыкова

№4 Центр - посёлок Смолянка

№5 Центр - Шахта № 17-17-бис

 

 

В 1932 году было окончено строительство     основной эксплуатационной базы – трамвайного парка на 36 вагоно-мест на 13-й линии города (ныне ул. Трамвайная).

И хотя сегодня парк носит название «Трамвайное депо №3», исторически это депо было вторым.

 

 

В этот период город Сталино получил 2 моторных вагона типа «Пульман». В отличие от небольших первых трамваев, пульманы вмещали почти вдвое больше пассажиров и имели три двери.

После войны (1941-1945) в строю остался только один вагон. Скорее всего, именно о нем идет речь в «легенде» о том, что работники парка самостоятельно собрали вагон типа «пульман».

Период поставки: 1932                                      Годы работы: 1932 – 1955

Период поставки: 1932                    Годы работы: 1932 – 1955

 

Маршруты по состоянию на 22 июня 1941 года:

№1 Металлургический завод - станция Сталино

№2 пл. Дзержинского - Сенной базар

№3 пл. Дзержинского - Машиностроительный завод им. Боссе

№4 Студгородок - посёлок Смолянка

№5 пл. Дзержинского - посёлок Рутченково

№6 Металлургический завод - Ветка

№7 станция Рутченково - посёлок Рутченково

№8 пл. Дзержинского - станция Рутченково

№9 Горсад - Молокозавод

№10 Металлургический завод - Путиловский вокзал

№11 Горсад - Больница имени Ворошилова

№12 пл. Дзержинского - станция Мушкетово

 

 

В период немецкой оккупации 1941-1943гг. фашистскими захватчиками была выведена из строя почти вся промышленность города. До основания было разрушено и трамвайно-троллейбусное хозяйство. После освобождения от оккупации в 1943 году работники трамвайно-троллейбусного треста (так называлось предприятие в сороковых годах) начали активно восстанавливать разрушенное хозяйство. Шла война, мужских рук не хватало, вся тяжесть восстановительных работ легла на женские плечи. Ценой большого труда, в условиях военного времени, к концу 1944 года в городе эксплуатировалось уже 40 километров трамвайного пути.

 

Маршруты по состоянию на 1 января 1945 года:

№1 Металлургический завод - станция Сталино

№3 Горсад - завод имени 15-летия ВЛКСМУ

№4 Горсад - поселок Смолянка

№5 Горсад - Коксохимзавод

 

 

В 1949 году были получены 10 прицепных четырехосных вагонов «КП» (Коломенский прицепной), которые начали использоваться в паре с вагонами «Х» на первом маршруте. Это были вагоны б/у производства 30-х годов.

Вагоны имели большую вместимость, чем вагоны «М», три двери, деревянные сиденья, отопление отсутствовало.

 

Период поставки: 1949                       Годы работы: 1949 – 1963

 

Также в этом году были получены вагоны «КТМ-1» (Кировский Трамвай Моторный) и «КТП-1» (Кировский Трамвай Прицепной) – первые трамваи новых моделей, которые начали поставляться после великой отечественной войны (1941-1945гг.). Они уже имели полностью металлический кузов, в салоне были установлены деревянные сиденья, отопление отсутствовало. В Сталино такие вагоны поставлялись парами и успешно эксплуатировались до 1973 года, когда были практически одновременно списаны. Часть вагонов была передана в другие города.

 

Период поставки: 1949 – 1958                   Годы работы: 1949 – 1973

 

В 1955 году были получены вагоны «МТВ-82» (Московский трамвайный вагон). Вагон был четырехосным, имел полностью металлический кузов, но общий уровень электрооборудования и механизации оставался на уровне 30-х годов. Трамвай был более удобным для пассажиров в нем были установлены мягкие сиденья (всего 40 мест), под каждым из которых была установлена печь для отопления.

В донецких депо эти трамваи называли «рижанками», поскольку они были произведены в Риге. Этот трамвай отличался простотой и надежностью в обслуживании, а также долговечностью. Один из вагонов полностью восстановлен практически в оригинальном виде и используется в качестве экскурсионного.

 

Период поставки: 1955 – 1960                                                                               Годы работы: 1955 – 1979

 

Маршруты по состоянию на 1 января 1955 года:

№1 Металлургический завод - Железнодорожный вокзал

№2 Горсад - Заводской Рынок

№3 Горсад - завод имени 15-летия ВЛКСМУ

№4 Горсад - Шахта 11-Бис

№5 Горсад - Горбольница № 27

№6 Металлургический завод - Ветка

№9 Площадь Дзержинского - шахта 12/18

№10 Металлургический завод - Путиловский завод

№12 Площадь Дзержинского - станция Мушкетово

№13 Горсад - ул. Ломоносова

 

 

В январе 1961 года был осуществлен пуск в эксплуатацию трамвайного депо №4 на Смолянке. В его хозяйство перешло 110 единиц подвижного состава, - это были вагоны типа «МТВ-82», «КТМ-1», «КТП-1».

9 ноября 1961 года город Сталино был переименован в Донецк, и с тех пор предприятие было переименовано: Донецкое трамвайно-троллейбусное управление.

В 1967 году  Донецк получил новые чешские трамваи Tatra T3 SU, как и во многих городах СССР, эти вагоны в городе Донецке стали самой массовой моделью трамвая. Эта модификация была разработана специально для Советского союза, о чем свидетельствуют две последние буквы в названии модели.

С самого начала трамваи были двухдверными (без средней двери), всего таких трамваев было поставлено около 120 штук, после чего, начиная с 1977 года стали приходить трамваи трехдверной конструкции.

На тот момент, трамвай был полностью современен: совершенная система управления, привлекательный дизайн, использование большого количества пластиковых деталей, хорошая вместимость и возможность работы по системе многих единиц.

 

Период поставки: 1967 – 1987(б/у вагонов в 1990 г.и в 2014г.)                                                             Годы работы: 1967- н.в.

 

Маршруты по состоянию на 1970 год:

№1 ДМЗ - Железнодорожный вокзал

№2 ул. Красноармейская  - Заводской рынок

№3 ул. Красноармейская  - Завод имени Ленинского Комсомола

№4 ул. Красноармейская  - пр. Панфилова

№5 ул. Красноармейская  - ул. Кирова

№6 ДМЗ - ул. Экономическая

№7 ул. Кирова  - станция Рутченково

№8 ул. Красноармейская  - станция Рутченково

№9 ул. Горького - ПКТИ

№10 ДМЗ - Путиловка

№11 ул. Горького - пл. Будённого

№12 ул. Горького - станция Мушкетово

№13 ул. Красноармейская - ул. Ломоносова

№14 ул. Горького - Объединённый

№15 пл. Будённого - Шахта № 12/18 имени газеты «Правда»

 

 

 

Спустя 16 лет, после того как Донецк в последний раз получил новые вагоны, в город снова начали приходить «чешские» трамваи (Tatra T6B5SU).

Этот трамвай был существенным шагом вперед по сравнению с Tatra T3SU. Тиристорная система управления двигателем, статические преобразователи для питания низковольтных цепей, вместительный салон с большим количеством сидячих мест и новаторский дизайн.

В Донецке эти трамваи начали работать по СМЕ (сразу все три пары), но со временем их рассоединили, и они начали работать поодиночке.

 

Период поставки: 2003                                                                                  Годы работы: 2003 – н.в.

 

Маршруты по состоянию на 2003 год:

№1 ДМЗ - Железнодорожный вокзал

№3 ул. Красноармейская - Завод имени Ленинского Комсомола

№4 ул. Красноармейская - пр. Панфилова

№5 ул. Красноармейская - ул. Кирова

№6 ДМЗ - ул. Экономическая

№8 ул. Красноармейская - ул. Петровского

№9 ул. Горького - ПКТИ

№10 ул. Горького - мкр-н «Восточный»

№11 ул. Горького - пл. Будённого

№14 ул. Горького - ул. Большая Магистральная

№15 пл. Будённого - Шахта №12/18 имени газеты «Правда»

№16 ул. Кирова - пр. Кобзаря

 

 

В 2004 году предприятие получило два вагона «К1» в кузове от Татра-Юг Т6Б5. Изменения коснулись главным образом системы управления двигателем. Теперь она была отечественной и транзисторной.

Следующие «К1» приходили уже в новом кузове, вагон обладал более привлекательным дизайном и большей долговечностью. В трамвае были установлены электронные маршрутоуказатели и автоинформаторы с бегущей строкой.

 

Период поставки: 2004 – 2009                                                                    Годы работы: 2004 – н.в.

 

В 2010 году был поставлен вагон ЛМ-2008, изготовленный в Санкт-Петербурге. Вагон прибыл к нам только для испытаний и сертификации в стране, после испытаний остался в Донецке.

Вагон выгодно отличается футуристичным дизайном с использованием большого количества деталей из легкого углепластика, имеет современную транзисторную систему управления и асинхронные двигатели, что делает его экономичным. Но главное отличие от предыдущих моделей – это низкий уровень салона в средней части, что делает его удобным для людей с ограниченными возможностями.

 

Период поставки: 2010                                                                                  Годы работы: 2010 – н.в.

 

> Троллейбусное движение

 

> Автобусное движение